Примечания А. С. Пушкин к Евгению Онегину

Глава I

Строфа II - Писано в Бессарабии.

Строфа IV - Dandy, франт.

Строфа XV - Шляпа a la Bolivar.

Строфа XVI - Известный ресторатор.

Строфа XXI - Черта охлажденного чувства, достойная Чальд-Гарольда. Балеты г. Дидло исполнены дивости воображения и прелести необыкновенной. Один из наших романтических пистателей находил в них гораздо больше поэзии, нежели во всей французской литературе.

Строфа XXIV - Tout le monde sut qu'il mettait du blanc; et moi, qui n'en croyais rien, je commencais de le croir, non seulement par l'embellissement de son teint et pour avoir trouve des tasses de blanc sur sa toilette, mais sur ce qu'entrant un matin dans sa chambre, je le trouvai brossant ses ongles avec une petite vergette faite expres, ouvrage qu'il continua fierement devant moi. Je jugeai qu'un homme qui passe deux heures tous les matins a brosser ses onlges, peut bien passer quelques instants a remplir de blanc les creux de sa peau.
(Confessions de J.J.Rousseau)
Грим определил свой век: ныне во всей просвещенной Европе чистят ногти особенной щеточкой.

Строфа XLII - Вся сия ироническая строфа не что иное, как тонкая похвала прекрасным нашим соотечественницам. Так Буало, под видом укоризны, хвалит Лудовика XIV. Наши дамы соединяют просвещение с любезностию и строгую чистоту нравов с этою восточною прелестию, столь пленившей г-жу Сталь (См. Dix anees d'exil).

Строфа XLVII - Читатели помнят прелестное описание петербургской ночи в идиллии Гнедича:

"Вот ночь: но не меркнут златистые полосы облак.
Без звезд и без месяца вся озаряется дальность.
На взморье далеком сребристые видны ветрила
Чуть видных судов, как по синему небу плывущих.
Сияньем бессумрачным небо ночное сияет,
И пурпур заката сливается с златом востока:
Как будто денница за вечером следом выводит
Румяное утро. - Была то година златая,
Как летние дни похищают владычество ночи;
Как взор иноземца на северном небе пленяет
Сиянье волшебное тени и сладкого света,
Каким никогда не украшено небо полудня;
Та ясность, подобная прелестям северной девы,
Которой глаза голубые и алые щеки
Едва отеняются русыми локон волнами.
Тогда над Невой и над пышным Петрополем видят
Без сумрака вечер и быстрые ночи без тени;
Тогда Филомела полночные песни лишь кончит
И песни заводит, приветствуя день восходящий.
Но поздно; повеяла свежесть на невские тундры;
Роса опустилась; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вот полночь: шумевшая вечером тысячью весел,
Нева не колыхнет; разъехались гости градские;
Ни гласа на бреге, ни зыби на влаге, все тихо;
Лишь изредка гул от мостов пробежит над водою,
Лишь крик протяженный из дальней промчится деревни,
Где в ночь окликается ратная стража со стражей.
Всё спит . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Строфа XLVIII

Въявь богиню благосклонну
Зрит восторженный пиит,
Что проводит ночь бессонну,
Опершися на гранит.
(Муравьев. Богине Невы)

Строфа L - Писано в Одессе.

Строфа L - См. первое издание Евгения Онегина.

Глава II

Строфа XII - Из первой части Днепровской русалки.

Строфа XXIV - Сладкозвучнейшие греческие имена, каковы, например: Агафон, Филат, Федора, Фекла и проч., употребляются у нас только между простолюдинами.

Строфа XXX - Грандисон и Ловлас, герои двух славных романов.

Строфа XXXI - Si j'avais la folie de croire encore au bonheur, je le chercherais dans l'habitude (Шатобриан).

Строфа XXXVII - "Бедный Йорик" - восклицание Гамлета над черепом шута. (См. Шекспира и Стерна.)

Глава III

Строфа IV - В прежнем издании, вместо домой летят, было ошибкою напечатано зимой летят (что не имело никакого смысла). Критики, того не разобрав, находили анахронизм в следующих строфах. Смеем уверить, что в нашем романе время расчислено по календарю.

Строфа IX - Юлия Вольмар, Новая Элоиза. Малек-Адель, герой посредственного романа M-me Cottin. Густав де Линар, герой прелестной повести баронессы Крюднер.

Строфа XII - Вампир, повесть, неправильно приписанная лорду Байрону. Мельмот, гениальное произведение Матюрина. Jean Sbogar, известный роман Карла Нодье.

Строфа XXII - Lasciate ogni speranza voi ch'entrate. Скромный автор наш перевел только первую половину славного стиха.

Строфа XXVII - Журнал, некогда издаваемый покойным А. Измайловым довольно неисправно. Издатель однажды печатно извинялся перед публикою тем, что он на праздниках гулял.

Строфа XXX - Е. А. Баратынский.

Глава IV

Строфа XLI - В журналах удивлялись, как можно было назвать девою простую крестьянку, между тем как благородные барышни, немного ниже, названы девчонками.

Строфа XLII - "Это значит", замечает один из наших критиков, "что мальчишки катаются на коньках". Справедливо.

Строфа XLV

В лета красные мои
Поэтический Аи
Нравился мне пеной шумной,
Сим подобием любви
Или юности безумной, и проч.
(Послание к Л.П.)

Строфа L - Август Лафонтен, автор множества семейственных романов.

Глава V

Строфа III - Смотри "Первый снег", стихотворение князя Вяземского.

Строфа III - См. описания финляндской зимы в "Эде" Баратынского.

Строфа VIII

Зовет кот кошурку
В печурку спать
Предвещание свадьбы; первая песня предвещает смерть.

Строфа IX - Таким образом узнают имя будущего жениха.

Строфа XVII - В журналах осуждали слова хлоп, молвь и топ как неудачное нововведение. Слова сии коренные русские. "Вышел Бова из шатра прохладиться и услышал в чистом поле людскую молвь и конский топ"(Сказка о Бове Королевиче). Хлоп употребляется в просторечии вместо хлопание, как шип вместо шипения:

Он шип пустил по-змеиному.
(Древние русские стихотворения)
Не должно мешать свободе нашего богатого и прекрасного языка.

Строфа XX - Один из наших критиков, кажется, находит в этих стихах непонятную для нас неблагопристойность.

Строфа XXII - Гадательные книги издаются у нас под фирмою Мартына Задеки, почтенного человека, не писавшего никогда гадательных книг, как замечает Б. М. Федоров.

Строфа XXV - Пародия известных стихов Ломоносова:

Заря багряною рукою
От утренних спокойных вод
Выводит солнце за собою, - и проч.

Строфа XXVI

Буянов, мой сосед,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пришел ко мне вчера с небритыми усами,
Растрепанный, в пуху, в картузе с козырьком...
(Опасный сосед)

Строфа XXVIII - Наши критики, верные почитатели прекрасного пола, сильно осуждали неприличие сего стиха.

Глава VI

Строфа VI - Парижский ресторатор.

Строфа XI - Стих Грибоедова.

Строфа XXV - Славный ружейный мастер.

Строфа XLVI - В первом издании шестая глава оканчивалась следующим образом:

А ты, младое вдохновенье,
Волнуй мое воображенье,
Дремоту сердца оживляй,
В мой угол чаще прилетай,
Не дай остыть душе поэта,
Ожесточиться, очерстветь
И наконец окаменеть
В мертвящем упоеньи света,
Среди бездушных гордецов,
Среди блистательных глупцов,

XLVII.

Среди лукавых, малодушных,
Шальных, балованных детей,
Злодеев и смешных и скучных,
Тупых, привязчивых судей,
Среди кокеток богомольных,
Среди холопьев добровольных,
Среди вседневных, модных сцен,
Учтивых, ласковых измен,
Среди холодных приговоров
Жестокосердой суеты,
Среди досадной пустоты
Расчетов, дум и разговоров,
В сем омуте, где с вами я
Купаюсь, милые друзья.

Глава VII

Строфа IV - Левшин, автор многих сочинений по части хозяйственной.

Строфа XXXIV

Дороги наши - сад для глаз:
Деревья, с дерном вал, канавы;
Работы много, много славы,
Да жаль, проезда нет подчас.
С деревьев, на часах стоящих,
Проезжим мало барыша;
Дорога, скажешь, хороша -
И вспомнишь стих: для проходящих!
Свободна русская езда
В двух только случаях: когда
Наш Мак-Адам или Мак-Ева
Зима свершит, треща от гнева,
Опустошительный набег,
Путь окует чугуном льдистым,
И запорошит ранний снег
Следы ее песком пушистым.
Или когда поля проймет
Такая знойная засуха,
Что через лужу может вброд
Пройти, глаза зажмуря, муха.
("Станция". Князь Вяземский.)

Строфа XXXV - Сравнение, заимствованное у К**, столь известного игривостью воображения. К... рассказывал, что, будучи однажды послан курьером от князя Потемкина к императрице, он ехал так скоро, что шпага его, высунувшись концом из тележки, стучала по верстам, как по частоколу.

Глава VIII

Строфа VI - Rout, вечернее собрание без танцев, собственно значит толпа.









Евгений Онегин